Версия для слабовидящих
Коммунальные услуги

Нормативы предоставления коммунальных услуг

 

Какие нормативно-правовые акты содержат основные жилищные нормы?

Для того чтобы ориентироваться в жилищных отношениях, узнать о своих правах и обязанностях, каждый житель может получить необходимую информацию из следующих нормативно-правовых актов:

• Конституция РФ (статьи 25, 40, 72);

• Гражданский кодекс РФ (статьи 209-217, 288-293, 671-688);

• Жилищный кодекс РФ.

• ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и некоторые другие;

• ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации»;

• ФЗ от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса»;

• ФЗ от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

• Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;

• ПП от 06.02.2006 г. №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»;

• ПП от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

•  ПП от 13.08.2006 г. N491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

•  Законы и подзаконные акты субъектов РФ, регулирующие жилищные отношения.

 

Как производится учет и рассчитывается оплата коммунальных услуг?

Учет предоставленных коммунальных услуг и расчет оплаты производится на основании показаний приборов учета коммунальных услуг, они могут быть: коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными.

При отсутствии в жилых помещениях приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по действующим тарифам, в соответствии с нормативом потребления, установленными законодательством.

 

Как производится перерасчет платы за услуги при временном отсутствии проживающего?

В соответствии с п.11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утвержденном Правительством РФ в Постановлении «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» № 354 от 06 мая 2011 года.

Согласно названному документу (п.п.86-97) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение.

 

В какие сроки должна проходить подготовка жилых домов к зимнему сезону?

Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной и т. д., согласно п. 2.6.3 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года, утверждаются органом местного самоуправления.

 

Существуют ли нормативы температур в квартирах во время отопительного сезона?

Такие нормы действительно существуют. По закону отклонение температуры воздуха в дневное время в жилом помещении от нормативных значений не допускается. Согласно п. 15 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 года, поставщик коммунальных услуг (отопления) должен обеспечивать следующие температуры воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18°С (в угловых комнатах – +20°С). Нормы допускают некоторое снижение температуры в ночное время суток (а именно с полуночи до 5 часов утра), но не более чем на 3°С. Это значит, что самая низкая температура в жилом помещении не должна опускаться ниже +15°С. Предусмотрена также максимальная температура, комфортная для жильцов: она не может превышать нормативную температуру более чем на 4°С.

 

Возможны ли отклонения в качестве предоставляемых коммунальных услуг?

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.06.2011 г. № 354, отклонение коммунальных услуг от установленных санитарных норм, правил и технических требований не допускается, но допускаются перерывы в подаче коммунальных услуг.

 

Можно ли жителю самому заменить один тип батарей на другой, либо увеличить количество секций?

Согласно абзацам «б-в» п.35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, потребителю запрещается самовольно: производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя; самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения; самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения; самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

Система отопления многоквартирного жилого дома является общим имуществом, а следовательно, смена радиаторов одного типа (например, алюминиевых) на радиаторы другого типа (например, чугунные) требует обязательного предварительного согласования.

Еще при застройке учитываются многие факторы: в какой климатической зоне находится дом, из какого материала сделан и т. д. Сведения об установленных в доме моделях радиатора отопления, количестве секций должны содержаться в проектной документации на конкретный дом. Гражданам запрещается самовольно увеличивать поверхности нагревательных приборов отопления, согласно норме, содержащейся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года.

 

Когда начинается и завершается отопительный сезон?

При наличии централизованной сети теплоснабжения исполнитель – управляющая организация, начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 гр.С, а конец отопительного периода при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 гр.С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

 

На какой период возможен перерыв подачи ресурсов?

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, допустимая продолжительность перерыва подачи:

• холодной воды 8 часов суммарно в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на снабжающей магистрали 24 часа;

• горячего водоснабжения в жилое помещение – допускается перерыв подачи 8 часов суммарно в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, при аварии на магистрали 24 часа и 1 раз в год для проведения профилактических работ;

• водоотведения – отвод бытовых стоков из жилого помещения – допускается перерыв не более 8 часов суммарно в течение месяца; 4 часа единовременно, в том числе при аварии;

• электорснабжение в жилое помещение – допускается перерыв 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа при наличии одного источника питания;

• отопление в жилое помещение – в течение отопительного периода, допускается перерыв не более 24 часов суммарно в течение 1 месяца.

 

Чем грозит самовольное подключение в обход приборов учета?

При обнаружении несанкционированного подключения к системе водо- и теплоснабжения, а также электросетям управляющая организация (или поставщик энергоресурсов) вправе произвести перерасчет оплаты за последние шесть месяцев. Перерасчет будет производиться по действующим в данном регионе правилам, применяемым для домов, не оборудованных приборами учета. Вместе со штрафными санкциями это будет довольно ощутимо.